Возврат билетов на самолёт
Иногда планы меняются настолько быстро и неожиданно, что приходится переносить или откладывать даже долгожданный отпуск. Причины могу быть разные: болезнь, семейные обстоятельства, изменение планов. И первая мысль в такой ситуации: «А что будет с билетами?». Так как стоимость авиабилетов для большинства граждан является значительной, а планировать перелёт необходимо заранее, поэтому перед потребителем встаёт вопрос о том, как и при каких условиях можно вернуть стоимость ранее купленного авиабилета.
На основании статьи 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Применительно к авиаперевозкам данное правило действует с определёнными оговорками и ограничениями. Кроме того, возможны ситуации, при которых пассажир отказывается от авиаперелёта по не зависящим от него обстоятельствам.
Авиаперевозки регламентируются Воздушным кодексом РФ и Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утв. постановлением Правительства РФ от 28.06.2007 г. № 82 (далее - Правила).
Одним из оснований отказа от авиаперелёта является вынужденный отказ пассажира. Согласно п. 227 Правил вынужденным признаётся отказ пассажира от перевозки в следующих случаях:
- отмены или задержки рейса, указанного в билете;
- изменения перевозчиком маршрута перевозки;
- выполнения рейса не по расписанию;
- несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.
Членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Прекращение договора воздушной перевозки по инициативе пассажира закреплено в ст. 108 Воздушного кодекса РФ. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:
1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных сроков до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
Если авиаперевозчик не выполняет законные требование пассажира о возврате стоимости билета либо его части, необходимо обратиться в адрес авиаперевозчика с письменной претензией, необходимо приложить к претензии соответствующие документы (например, больничный лист или степень родства). Если существенным условием является указание времени обращения пассажира в авиакомпанию до определённого часа, а составить письменную претензию незамедлительно не представляется возможности, и пассажир заявляет соответствующие требования через «горячую линию» авиакомпании, необходимо вести запись звонка, фиксировать время обращения и при первой возможности обратиться с письменной претензией. В случае если потребитель получает отрицательный ответ или вовсе его не получает, необходимо обратиться за защитой своих прав в суд.